Появление первых человеческих цивилизаций совпадает по времени с началом массовой добычи руды и выплавки железа и стали. Появились ремесла, возможность строить торговые и военные суда.
Со временем потребности в руде и угле только росли. Значит, нужно было совершенствовать способы их добычи. Поверхностные месторождения не удовлетворяли растущий спрос на полезные ископаемые. Появились шахты, а с ними — первые модификации конвейеров для подъема руды на поверхность.
Изменения в XX веке
До конца XIX века оборудование для горно-добывающей промышленности было достаточно примитивным. Ситуация изменилась после появления шевронных транспортерных лент, оснащенных жесткими ребрами. Это позволило поднимать на поверхность не только мелкие, но и достаточно крупные куски руды и угля. За счет этого промышленники смогли минимизировать затраты (трудовые и энергетические), связанные с добычей и транспортировкой рудного сырья.
Появилась ременная передача. По функционалу и конструкции она похожа на конвейерные ленты. Здесь также есть основа из полимеров, дополненная резиновыми обкладками. При необходимости (например, если передача оснащена зубцами) в каучук вводят нейлоновые волокна.
Типы конвейерных лент
• общего назначения;
• трудновозгораемые;
• с эффектом самозатухания;
• устойчивые к низким температурам;
• не подверженные воздействию высоких температур;
• устойчивые к абразивным компонентам;
• невосприимчивые к воздействию масел и жиров.
Ленты конвейерные общего назначения рассчитаны на среднюю нагрузку. Перемещение осуществляется только по горизонтали. Так как грузы (глина, грунт, песок) могут быть достаточно влажными, этот фактор необходимо принимать в расчет при определении параметров транспортера:
• число роликоопор;
• скорость движения собственно ленты;
• потребность в устройствах очистки конвейера, их количестве и типе.
Вариации лент, устойчивых к воспламенению, позволяют транспортировать уголь и иные среды с аналогичными характеристиками. Даже при возгорании ископаемых лента сохранит свои эксплуатационные качества.
Транспортерные ленты с эффектом самозатухания можно использовать даже при искрении транспортируемой среды. Транспортер может работать без перерывов, но только на открытой территории.
Многие месторождения полезных ископаемых находятся в регионах, где большую часть года температура держится на уровне от -20 0С и ниже. В таких условиях необходимо использовать специальные морозоустойчивые транспортерные ленты. Они не теряют свои эксплуатационные качества при температуре до -60 0С.
На предприятиях металлургического комплекса приходится решать обратную задачу. Здесь, чтобы загружать железную руду в мартеновские печи или перемещать готовый металлопрокат, нужны ленты, выдерживающие на кратковременной основе нагрев до +250 0С. В постоянном же варианте транспортеры работают при температуре до +110 0С.
Так как куски железной руды и угля часто имеют острые углы, для их перемещения необходимо использовать ленты с повышенной прочностью и устойчивостью к абразиву. Их поверхность устойчива к порезам и иным дефектам.
Ленты, невосприимчивые к маслам и жирам, предназначены для нефтехимической промышленности.